Путь к премудрости. Литургия в Христорождественском соборе
12 декабря митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани. Наставление после службы владыка посвятил теме ума и премудрости:
— В человеческом сообществе издревле высоко ценятся умственные добродетели. В Древней Греции на протяжении многих веков существовал идеал мудрости или, иначе, премудрости. Следуя за таким идеалом, многочисленные мудрецы и философы рассуждали о мире, о человеческой душе, о Боге и оставили нам многочисленные писания, связанные с темой премудрости. Этот эллинский идеал отчасти сохранился и в наше новозаветное время. Неслучайно в первые века христианства, а позже и у нас на Руси, строились храмы в честь Софии, Премудрости Божией. Эти храмы были посвящены Христу Спасителю как Премудрости Божией, Ее воплощению.
Мы видим, дорогие братья и сестры, какую пользу приносит человеку ум. Вместе с тем разум может не только вести человека по жизни и помогать ему, но и оказывать плохую услугу. «Разум надмевает», — говорит апостол Павел, и действительно часто разумные люди с сильным интеллектом бывают гордецами, а это уводит их от истины. Человек с сильным умом часто оказывается неспособен к подвигу веры, потому что он слишком сильно уповает на свой разум.
Мы слышали в сегодняшнем Евангелии слова Спасителя, благодарившего Своего Отца за то, что Он главные премудрости, тайны бытия скрыл от мудрых и разумных и открыл младенцам. Речь не о младенцах в буквальном смысле этого слова, а о тех людях, которые чистым сердцем воспринимают то, что им открывает Бог.
На протяжении истории Церкви неоднократно люди нападали на веру, осмеивали ее, начиная с древних языческих времен и кончая современностью. Истина Христова, с одной стороны, есть высочайшая премудрость, и слова Христа способны поразить любого мудреца. С другой стороны, есть немало людей, которые не в состоянии принять эту Божественную Премудрость, потому что истинная Премудрость доступна людям с чистым сердцем и открытой душой.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы и мы, развивая свои интеллектуальные способности, стремясь к мудрости и премудрости, соединяли бы все это со смирением и чистотой сердца, которые нужны для познания Христа, высшей премудрости. Только таким образом мы сможем приблизиться к познанию вечной Истины, без которой нам невозможно войти в жизнь вечную.