Орудие Промысла Божиего. Литургия в день памяти пророка Боговидца Моисея

.

17 сентября Церковь вспоминает святого времен Ветхого Завета – Боговидца Моисея. Этот великий пророк и законодатель израильтян стал орудием в руках Всевышнего, тем, кому Бог открыл тайны бытия о сотворении мира и человека.

В день памяти пророка Моисея митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Рязани.

О жизни святого Боговидца и его значении для людей эпох Ветхого и Нового Заветов владыка говорил в наставлении после богослужения:

– В жизни Православной Церкви мы большей степени связаны со святыми эпохи Нового Завета. Мы отмечаем праздники, дни памяти новозаветных святых. Сегодня мы отмечаем память человека эпохи Ветхого Завета – пророка и Боговидца Моисея. Его жизнь необычна сама по себе, и она является удивительным проявлением послушания воле Божией.

С самого начала будущий пророк лишился матери, был подобран дочерью фараона в воде и был назван Моисеем, что означает «взятый из воды». Воспитанный при дворе фараона, тем не менее, он чувствовал сродство со своим народом и старался улучшить его жизнь. В какой-то момент он сорвался, убил египтянина и был вынужден бежать. Но Господь взял его в качестве орудия Своего Промысла и послал его в Египет, чтобы избавить Свой народ от рабства египетского, от «горькой работы фараонитской», как говорится в наших священных текстах. Пророк Моисей отказывался, поскольку не считал себя достойным и способным для исполнения этой великой миссии. Он был, как говорят церковные песнопения, медленноязычным и гугнивым. То есть он был косноязычен, не был оратором или каким-то проповедником.

Господь, тем не менее, послал его, чтобы он говорил не от себя, но возвещал волю Божию. Знамения Божия возымели свое дело и еврейский народ был отпущен. Опять же через Моисея совершились великие чудеса, знамения – сначала они проявились в египетских казнях, а потом в прохождении народа через Красное море. И, конечно, вершиной жизни Моисея является опыт его нахождения на горе Синай. Там Господь дал Своему пророку заповеди, которые с тех пор так и называются десятью заповедями Ветхого Завета.

В книге «Исход» говорится о том, что Моисей видел «задняя Божия» - он в это время находился на горе, принимая Божественное Откровение. Однако в жизни пророка Моисея были не только такие славные моменты. Его путь был связан с испытаниями, особенно период странствия народа Божия по пустыне. Сорок лет ходили евреи по пустыне, чтобы изжить из своего сердца рабские наклонности, дух покорности и идолослужения, ропота и сомнения, маловерия.

Пророк Моисей не дождался входа в землю обетованную... Он с высокой горы увидел, какова она, но самому ему не суждено было войти в ее благословенные пределы. В преддверии земли обетованной он был похоронен, и могила его находится в неизвестном месте. Но, тем не менее, для каждого человека, который читал и знает Ветхий Завет, он остался примером проявления силы Божией, ведь через него, отдавшегося Господу и ставшего Его орудием, явились знамения и чудеса Божии.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, в нашей жизни открывать свое сердце для Бога, быть послушными исполнителями Его Божественной воли – так же, как и Боговидец пророк Моисей, который старался служить Богу и быть исполнителем Его воли.