Литургия в Неделю о Страшном Суде в Христорждественском соборе

.

За неделю до начала Святой Великой Четыредесятницы Церковь установила особый Воскресный день, призванный напомнить о предстоящем всем и каждому страшном и нелицеприятном Суде. Это установление, как и все другие, наполнено глубоким смыслом. Оно необходимо для верующих, чтобы они держали в памяти и понимали, что Господь не только долготерпелив и многомилостив, но и праведный Судия. В этот день, выпавший на 27 февраля в 2022 году, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Страшен будет этот суд потому что он окончательный. Если при жизни люди могут расчитывать на ходатайство святых угодников Божьих, обращаться с молитвой к ним, к Божьей Матери, к Спасителю, и после смерти надеяться на родных и близких, которые молятся и просят о милости для усопших у Господа, то Страшный Суд – это то время, когда человек останется один на один с обличающей его совестью и Господом. Об этом суде, добрых делах и о самом главном деле, которого ждет от каждого человека Спаситель, митрополит Марк говорил в наставлении после богослужения:

— Сегодняшний Воскресный день называется Неделей о Страшном суде. Готовя нас к вступлению в период Великой Четыредесятницы, очищению нашей души, Церковь напоминает о том, что всем нам за наши дела придется дать ответ Богу. Мы часто себя оправдываем, а других осуждаем, но том последнем Суде судить нас будем уже не мы сами и не люди, расположение которых можно склонить на свою сторону. То будет суд беспристрастный, который обнажит все зло мира.

Сегодня мы с вами слышали Евангелие от Матфея, в котором Господь рассказывает притчу о Страшном суде, последнем суде над человечеством. И каждый человек по смыслу этой притчи будет осужден в зависимости от того, творил ли он в своей жизин добрые дела или нет. Однако если воспринимать реалии Страшного суда только на основании этой притчи, возникает вопрос — а что мы здесь делаем? Если Господь будет судить только за творение добрых дел, зачем молиться, поститься?.. Ведь нужно творить добрые дела!

Но эта притча — всего лишь одно из наставлений Спасителя. Евангелист Иоанн говорит о том, что каждый по окончании сей жизни получит по заслугам. Кто сделал доброе, получит доброе кто злое — злое. Но Спаситель говорит еще и об особом грехе мира. Когда Иоанн Предтеча представил Спасителя Израилю, он сказал: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира». Не грехи, а именно грех. А что значит «грех мира» в понимании возлюбленного ученика Христова?

Грех мира — это неверие во Христа, неисповедание Его. Евангелист Иоан говорит и такие слова: «Слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня Отца на суд не приходит». И эти слова показывают нам всю глубину нашей веры, значимость молитвы, наших церковных Таинств, жизни по вере. Конечно, человек, верующий во Христа, старается не допускать в своей жизни зла и творить добро. И мы, дорогие братья и сестры, все призываемся не только к тому, чтобы в жизни творить дела милосердия и любви, хотя это и является непременным условием спасения. Но основой этих добрых дел, без которой они невозможны, является вера во Христа и исповедание Его.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, всегда помнить о Страшном суде, о том, что может сделать нас наследниками Царства Небесного и не только стремиться делать добрые дела, но и в жизни своей творить одно главное дело Божие, о чем говорится в Евангелии от Иоанна. И это главное дело — вера во Христа.

Владыка также напомнил верующим о том, что нынешним Воскресным днем завершается вкушение мяса, о том, что впереди еще грядет Сырная седмица, и выразил надежду, что последующий далее период поста, Святой Великой Четыредесятницы, все пройдут в молитве и воздержании.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"